Навигация:  Концепция системы ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент > Механизмы системы >

Бизнес-процессы

ПредыдущаяВернуться к началу главыСледующая

Бизнес-процесс – это одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения.

На предприятии существует целая система процессов. Но все процессы работают по следующей схеме. На входе имеются ресурсы (материальные, трудовые, финансовые и др.), которые по мере выполнения процесса преобразуются в определенный результат.

В некоторых компаниях бизнес-процессы не формализованы, тем не менее отсутствие формализации никоим образом не влияет на их существование. Бизнес-процессы возникают, продолжаются и завершаются независимо от того, формализованы они или нет. Неформализованный процесс всегда похож на маленький проект, но в отличие от проекта, редко кто планирует в специализированном инструментарии, например, Отгрузку товара со склада Тимофееву от 01.01.2008. Неформализованные процессы всегда уникальны: начинаются в любое время, поток управления передается эвристическим образом, процессы приводят к различным, самым непредсказуемым результатам и длятся процессы столько, сколько длятся. Работа в такой обстановке являет собой непрерывный трудовой подвиг, при этом зачастую результат оставляет желать лучшего. Далее речь пойдет только о формализованных бизнес-процессах.

Основная прелесть формализованного процесса в том, что он из раза в раз выполняется одинаковым, заранее известным образом: начинается при определенных событиях, поток управления передается участникам процесса по известным правилам, каждая функция имеет временные нормативы и нормативы качества выполнения, заканчивается процесс при достижении, опять же, заранее известного результата. Еще одно преимущество формального бизнес-процесса – его можно автоматизировать. Автоматизация бизнес-процессов не является самоцелью, но из этого, на первый взгляд, чисто технического преимущества, достигаются невиданные ранее управляемость компании, прозрачность системы управления (а не только финансов, хотя и ее без автоматизации функций управления финансами не достичь) и качество выполнения функций.

Механизм Бизнес-процессов в ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент «программирует» работу сотрудников в организации по устанавливаемым правилам. С его помощью описывается движение потоков работ и задач в организации с учетом условий, а также параллельное выполнение задач и сигналов. Этот же механизм обеспечивает исполнение настроенных бизнес-процессов: автоматически ставит задачи, передает информацию между сотрудниками, контролирует сроки и полноту выполнения задач и т.п.

Рабочий процесс делится на задачи, которые есть отдельные неделимые этапы выполнения работы. Сотрудники выполняют задачи согласно своим должностным инструкциям в определенной последовательности.

 

Схема потока управления и потока информации

Схема потока управления и потока информации

 

Выполнение задач сопровождается потоком информации: фиксируются параметры выполнения задачи (как минимум, факт ее выполнения для сигнала к началу следующей задачи). Для каждой задачи указывается исполнитель, срок, описание, и другие параметры. Затем для каждой задачи указываются необходимые для ее выполнения входные данные и информация, которая должна быть внесена по результатам выполнения данной задачи, т.е. выходная информация.

Эти данные могут храниться как в виде отдельных параметров, так и в виде самостоятельных документов (и других информационных объектов). В результате этого проектируется информационный поток в организации, также «привязанный» к исполнителям и их функциям. Шаблоны и экземпляры документов сохраняются в электронном архиве.

Спроектированные бизнес-процессы содержат последовательность выполнения задач и передаваемую между участниками информацию, а также инструкции по порядку операций с финансовыми и материальными ресурсами. Таким образом, получается единая система: каждый исполнитель в заданной последовательности получает и исполняет задачи, на входе получает необходимую для выполнения информацию и вносит результаты выполнения. Это и есть эффективный документооборот – интеграция сотрудников и информации.

ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент предоставляет полный спектр информации о бизнес-процессах:

1.Описание процессов. Предоставляется полная, наглядная и точная информация о бизнес-процессах: структура процессов, описание функций, реакция на возникающие события, должностные инструкции исполнителей.
2.Состояние протекающих процессов. Информация о текущем состоянии дел на данный момент времени:
Отчеты по состоянию поставленных задач: кому и что поручено, в каком состоянии находится задача и как это влияет на общий выполняемый процесс. Отдельно видны просроченные задачи. Отдельно видны процессы, которые требуют вмешательства руководства.
Персональный журнал задач для каждого исполнителя. При высокой степени формализации процессов компании, журнал задач становится основным рабочим интерфейсом сотрудника. Именно в нем показываются задачи, которые должен выполнять сотрудник согласно своей должностной инструкции.
3.Статистику выполнения процессов. Это «тяжелая артиллерия» – на основании этих данных возможны взвешенные управленческие решения широкого спектра: начиная с решения скорректировать бизнес-процесс с целью улучшения его операционных характеристик или решения о премировании/депремировании и, заканчивая реструктуризацией выполняемых функций, подразделений или даже целей.

 

См. также:

Бизнес-процессы
Нотация бизнес-процессов
Настройка бизнес-процесса
Карточка бизнес-процесса