В системе ИНТАЛЕВ: Корпоративные Документы и Процессы существует возможность создавать и редактировать бизнес-процессы, используя графическую нотацию бизнес процессов.
Нотация бизнес-процессов позволяет графически изображать и модифицировать бизнес-процессы на диаграммах (рисунках) с помощью навигатора бизнес-процессов. Использовать созданные диаграммы для конкретного сеанса выполнения бизнес-процесса можно, запустив сессии бизнес-процесса. Любое описание бизнес-процессов, созданное с помощью Навигатора бизнес процессов, будет отражено в системе, а участники бизнес-процесса (люди, организации, другие системы) станут пользователями этой системы.
Нотация бизнес-процессов, используемая в системе ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент как способ графического представления информации, наглядно представляет бизнес-процесс, помогает понять его сложную логику и увидеть общую картину процесса. Моделирование процессов производится в графическом редакторе. Для описания процессов используется стандарт UML: диаграмма деятельности UML.
Бизнес-процесс является центральным понятием в системе. Любой процесс на предприятии можно разделять на функции, причем степень детализации этих функций определяется пользователем.
Например, процесс Снабжение можно представить следующим образом:
Детализированный процесс закупки
Процесс с такой детализацией достаточно подробно опишет все действия, которые необходимо выполнить. Но можно сформировать следующий бизнес-процесс:
Пример. Процесс Снабжение.
Обобщенный процесс закупки
Такая последовательность описывает Процесс закупки на другом уровне детализации. Каждый блок такого процесса также является функцией, но каждая функция может быть разделена на последовательность нескольких действий.
На предприятии Формирование плана закупок производится быстро одним сотрудником и не требует выполнения большого количества действий. Такая же ситуация складывается с функцией Передача материалов в подразделение.
Но функция Закупка материалов не будет такой простой, так как в неё войдут следующие действия: поиск поставщиков, ведение договорной работы, ведение претензионной работы, оформление сопроводительных документов и т.д.
Получаем следующий результат:
• | Функции Формирование заявки, Формирование плана закупок и Передача материалов в подразделение не детализируются, так как они являются достаточно простыми для исполнения и не содержат более мелких действий. |
• | Функция Закупка материалов является достаточно сложной. |
В таком случае Формирование заявки, Формирование плана закупок и Передача материалов в подразделение будут являться функциями, а Закупка материалов - подпроцессом.
Процесс Закупки с подпроцессом Закупка материалов
Подпроцесс - это функция, состоящая из определенного количества более мелких функций и входящая в качестве отдельной составляющей в общий бизнес-процесс.
Существенной возможностью, предоставляемой программно-методическим комплексом ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент, является одновременное использование одного и того же подпроцесса в различных процессах.
Пример. Подпроцесс Оформление заявки на выдачу денежных средств.
Он может использоваться в различных процессах: Выплата заработной платы, Оплата материалов, Выдача пособий сотрудникам предприятия и др.
Используя данную возможность, можно сократить время на описание и корректировку системы бизнес-процессов на предприятии. Вместо того, чтобы вносить изменения во все процессы, содержащие одинаковую последовательность функций (подпроцесс), можно откорректировать только один подпроцесс. Все изменения автоматически отразятся при выполнении основных процессов. Совместное использование одного подпроцесса несколькими процессами изображено на схеме:
Использование одного подпроцесса несколькими процессами
На схеме процессы 1 и 3 являются независимыми (не связаны между собой), но они используют общий подпроцесс 2. В том случае, когда должны произойти корректировки содержания общего подпроцесса, это будет нужно сделать только один раз. Эти изменения повлияют на изменение выполнения сразу двух процессов. Данный механизм позволяет нескольким процессам использовать одну общую функцию, для этого ее нужно представить как подпроцесс.
Пример. Разделение и Слияние.
Для описания любых бизнес-процессов в системе необходимо ознакомиться еще с двумя понятиями, используемыми при их построении: Разделение и Слияние.
Определение понятий Разделение и Слияние даётся в следующем примере.
Процесс, выполняемый по одному из двух путей
Согласно изображённому бизнес-процессу, после того, как продукция была произведена, нужно отправить заказчику сообщение о том, что он может забрать свой товар и оформить все необходимые документы на отгрузку товара. В работе предприятия эти функции должны выполняться параллельно. Для выполнения этих функций одновременно используются состояния Разделение и Слияние.
Разделение показывает, что после выполнения функции необходимо начать выполнять сразу две или более функций параллельно.
Слияние — понятие, обратное разделению. Слияние показывает, что после выполнения всех параллельных функций необходимо выполнить следующую за ними функцию.
Следует учитывать, что одному Разделению должно соответствовать только одно Слияние.
Правильное описание бизнес-процесса позволяет четко определить последовательность выполнения функций. При описании бизнес-процесса, состоящего из множества функций, выполняемых разными подразделениями в разное время, без четкой, структурированной и удобной для понимания схемы не обойтись.
При моделировании в бизнес-процессах параллельных потоков может возникнуть ситуация, когда выполнение или невыполнение одной из параллельных функций зависит от результатов выполнения другой параллельной функции. В таких случаях необходимо использовать Источник сигнала и Приемник сигнала.
Пример. Источник сигнала и Приемник в бизнес-процессе Поставка продукции.
Получена заявка клиента на покупку продукции. Параллельно запускаются две функции: Подписание договора и Загрузка машины. После функции Загрузка машины следует функция Отгрузка покупателю. Однако ее выполнение возможно только в том случае, если будет выполнена параллельная функция Подписание договора. В этом случае Источник сигнала будет следовать сразу за функцией Подписание договора, а Приемник сигнала — после функции Загрузка машины.
Процесс, выполняемый по двум путям одновременно
Для более удобного представления процессов используется Ветвление. С его помощью в системе реализуется ветвление процессов без выполнения каких-либо функций, в зависимости от определенных условий.
Отличия Ветвления от функции:
1. | Ветвление не подразумевает выполнения действия. |
2. | Путь продолжения процесса для Ветвления определяется входящим условием. Для функции путь продолжения процесса определяется на основании условия, сформированного на этапе ее выполнения. |
Пример. Ветвление в бизнес-процессе Заявка на использование денежных средств.
Сотрудником сформирована заявка на использование денежных средств. Прежде, чем удовлетворить его просьбу, финансовый директор должен ознакомиться с ней и принять решение: отклонить заявку или же предоставить сотруднику нужную сумму. Для реализации этой возможности необходимо после функции Формирование заявки добавить Ветвление в процесс и задать условия перехода. При утвердительном решении финансового директора бизнес-процесс перейдет к выполнению функции Предоставление денежных средств, иначе придется Отклонить заявку.
Процесс Заявка на использование денежных средств, использующий Ветвление
В процессе можно использовать Точки контроля. Точка контроля — это элемент, при прохождении которого запоминаются определенные реквизиты сессии бизнес-процесса. Другими словами, Точка контроля "фотографирует" процесс в определенный, важный для его выполнения, момент. Информацию, зафиксированную точками контроля, можно выводить в отчете и в печатных формах процесса.
Пример. Точка контроля в бизнес-процессе Выполнение заказа покупателя.
Необходимо зарегистрировать данные заказчика, а также форму заявки перед выполнением его заказа. После выполнения функции Заказ покупателя при прохождении Точки контроля будут зафиксированы требующиеся реквизиты заказчика, а после этого процесс перейдет в состояние Оплата.
Процесс Выполнение заказа покупателя, использующий Точку контроля
См. также: