Процесс осуществляется с помощью определенного механизма и производится для того, кто потребляет результат процесса, т.е., является клиентом процесса.
На каждом предприятии выполняется два вида процессов:
1. | Производственные (технологические). |
2. | Бизнес-процессы (офисные). |
Производственные процессы описывают материальные потоки, а бизнес-процессы — информационные потоки.
Пример.
На складе происходит выгрузка готовой продукции, и результаты по выполнению данного производственного процесса (например, количество полученной продукции, количество бракованной продукции и т.д.) заносятся в АСУТП. Параллельно в отделе продаж выполняется бизнес-процесс по оформлению документации для заказчика на вышеуказанную продукцию.
По определению WfMC (Workflow Management Coalition, международной организации, занимающейся стандартами систем workflow), бизнес-процесс – это одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения.
Таким образом, бизнес-процесс можно рассматривать как процесс преобразования входящего массива данных (информации, документов) и ресурсов (материальных, финансовых, людских), необходимых для реализации процесса, в результат (продукцию) процесса. Основными составляющими элементами бизнес-процесса является совокупность подпроцессов, работ, операций, осуществляемых над входами для получения выходов.
Существуют первичные и вторичные входы и выходы процесса. Первичные входы поступают на начало процесса. Вторичные входы появляются в ходе реализации процесса на составляющих его подпроцессах. Первичный выход – это прямой, запланированный результат реализации процесса. Вторичный выход – это побочный продукт процесса, не являющийся его главной целью.
Классификацию бизнес-процессов обычно проводят по их вкладу в создание основной стоимости. По этому признаку бизнес-процессы делятся на три группы:
1. | Основные бизнес-процессы – непосредственно ориентированы на производство продукции, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода для предприятия. К ним относятся: |
• | производственные процессы; |
• | материально-техническое обеспечение деятельности предприятия; |
• | материально-техническое обеспечение сбыта; |
• | маркетинг и продажи; |
• | обслуживание; |
• | закупки. |
2. | Обеспечивающие бизнес-процессы – вспомогательные бизнес-процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных процессов. Фактически обеспечивающие бизнес-процессы снабжают ресурсами всю деятельность организации. К ним относятся: |
• | поддержание инфраструктуры фирмы (общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение); |
• | инженерно-техническое обеспечение (содержание офисов, зданий, производственных корпусов и т.п.) |
• | информационное обеспечение; |
• | документооборот; |
• | управление персоналом; |
• | экономическая безопасность. |
3. | Бизнес-процессы развития – процессы совершенствования, освоения новых направлений и технологий, а также инновации. К ним относятся: |
• | стратегическое управление (разработка видения и миссии, концепции бизнеса, целей и структуры организации); |
• | развитие технологий (совершенствование процесса или продукта, НИОКР, дизайн); |
• | управление проектами; |
• | управление качеством. |
Характеристики бизнес-процессов
Целенаправленность
Цель выполнения процесса должна быть определена, при этом она должна быть измеряемой.
Пример.
Торговая организация поставила перед исполнителями процесса продаж цель: значительно увеличить объем продаж готовой продукции. Ни исполнители, ни руководители не смогут определить, наступил этот момент по истечении какого-то времени или нет, т.к. никто не знает, что значит значительное увеличение объема продаж. При иной постановке цели, например: Увеличение объема продаж на 20% в течение третьего квартала текущего года относительно результатов, достигнутых за предыдущий квартал, — руководители имели бы чёткое представление о том, чего именно и когда они могут требовать от своих подчиненных, а исполнители понимали, что они должны сделать и в какой срок.
Взаимодействие (интерфейс)
Не всегда функционирующие на предприятии процессы соответствуют реальной необходимости. Процессный подход позволяет решить эту проблему. Для каждого процесса определяется потребитель результата, получаемого при выполнении данного процесса. Именно потребитель будет являться тем лицом, которое будет оценивать, насколько достигнутый результат соответствует поставленной цели.
Последовательность (поток)
Для того чтобы выполнение процесса происходило без сбоев и ошибок со стороны исполнителей, нужно определить, а еще лучше зафиксировать в соответствующих документах порядок выполнения процессов. Для каждого процесса важно указать перечень входящих в его состав функций и задать порядок их выполнения. При этом функции в процессах могут выполняться не только последовательно, но и параллельно.
Пример.
После того как в отделе продаж принимается решение о приобретении той или иной товарно-материальной ценности, это решение сообщается поставщику. Сообщение поставщику можно отправить несколькими способами: по электронной почте и по факсу. Причем обе функции выполняются параллельно, чтобы гарантировать доставку сообщения адресату.
См. также: