На первом этапе настройки модели бюджетного управления в системе ИНТАЛЕВ: Корпоративные Финансы необходимо заполнить общие справочники, а именно:
Справочник Центров финансовой ответственности (ЦФО)
В данном справочнике определена финансовая структура, в ней отражены центры образования доходов и расходов в компании. Выделение элементарных центров ответственности позволяет осуществить децентрализацию управления всей системой по отдельным объектам – центрам финансовой ответственности.
Последовательность образования ЦФО:
1. | Составление списка ЦФО на предприятии. Выделите отдельные ЦФО, составив список с указанием типа каждого ЦФО (затрат, дохода, прибыли, инвестиций). Выделение ЦФО в составе предприятия позволяет разделить объект управления на несколько меньших объектов для делегирования полномочий и ответственности, а, следовательно, достижения более высоких результатов деятельности. Деление на ЦФО является одним из краеугольных камней системы бюджетирования в целом, и его желательно провести на первом же этапе. Как правило, ЦФО соответствуют подразделениям предприятия. Список ЦФО можно определить, следуя несложному правилу. Подразделение предприятия следует представлять ЦФО только в том случае, если в его компетенции находится не только выполнение, но и планирование соответствующих бюджетов для достижения определенных показателей. Его бюджеты в этом случае называются операционными. Если подразделение отвечает только за выполнение утвержденных перед ним бюджетов, то это подразделение рекомендуется представлять в виде списка сотрудников, ответственных за выполнение бюджетных транзакций. Бюджеты подразделения в этом случае называются функциональными. В случае внедрения в небольшой компании или в небольшом отдельном подразделении можно для начала выделить только один ЦФО – саму компанию. Это будет означать, что в компании не выделены самостоятельные бизнесы, и управление будет происходить «в целом», без выделения отдельных бизнес-единиц. В дальнейшем список ЦФО можно будет расширить. |
2. | Представление ЦФО в виде иерархического списка. Превратите список выделенных ЦФО из простого в иерархический, указав подчиненность одних ЦФО другим. Список ЦФО определен. На практике ЦФО крайне редко бывают независимыми, так как являются частью целого предприятия. Для отражения финансовых связей между ЦФО следует определить схему консолидации финансовых потоков и результатов, превратив список ЦФО из простого в иерархический. Всю финансовую отчетность можно будет смотреть не только по отдельным ЦФО, но и по указанным группам, то есть консолидировать в «ЦФО-узлах» показатели подчиненных ЦФО. |
3. | Определение руководителей ЦФО. Для каждого ЦФО следует выбрать руководителя, который будет отвечать за его результат (в зависимости от типа каждого ЦФО результат будет различным). Руководитель отвечает за выполнение плана по своему ЦФО и, как следствие, должен иметь полный доступ ко всей плановой и фактической информации по своему ЦФО в программе. |
4. | Определение дополнительных параметров учета. Определите дополнительные параметры для учета данных по ЦФО, которые будут в дальнейшем использоваться. Например, в качестве справочно-нормативной базы при разнесении косвенных расходов и расчете показателей финансового анализа. К примеру, можно выделить для начала несколько таких параметров: численность сотрудников в ЦФО, занимаемая площадь в метрах, дополнительные базы для разнесения косвенных расходов. Для этого сначала требуется ввести список всех интересующих типов показателей по ЦФО, а затем для каждого выделенного ЦФО указать конкретное значение для каждого выбранного показателя. |
5. | Настройка результатов этапа в программе: |
• | Справочник Пользователи – информация обо всех пользователях программы. Среди них должны быть и руководители выделенных ЦФО; |
• | Справочник ЦФО – информация о финансовой структуре компании. |
• | Дополнительные сведения справочника ЦФО – информация о значениях каждого параметра для каждого ЦФО. |
Справочник Сценарии
Настройка сценариев для начала ведения бюджетного управления. Для начала работы необходимо иметь не менее двух сценариев: сценарий Плана – для планирования и сценарий Факта – для учета фактической деятельности компании.
При использовании функционала платежного календаря дополнительно нужны еще минимум два сценария: Заявок, Утверждения заявок.
Для определения последовательности действий и временных интервалов в процессе планирования необходимо разработать регламент планирования. Обычно существует несколько вариантов развития на будущее, то есть несколько сценариев планов. И чем дальше временной горизонт планирования, тем больше может быть различных вариантов планов. Для этого в программе предусмотрено разделение планов по сценариям с возможностью их сравнения между собой и ведение их на неограниченный период в будущее.
Настройка справочника Сценарии:
1. | Составление списка сценариев планов. Определите различные сценарии планов, в разрезе которых и будет выполняться планирование. Чем больше сценариев плана будет существовать, тем сложнее должен быть регламент планирования. Например, могут составляться оптимистический и пессимистический прогноз, а генеральный план рассчитываться как среднее между этими прогнозами. Планы по нескольким сценариям могут сравниваться между собой в пределах одной модели. Сценарии существуют отдельно от моделей бюджетирования, поэтому в рамках одной модели может осуществляться разработка нескольких сценариев планов, по различным исходным данным и целям планирования, но по одинаковым принципам учетной политики. |
2. | Определение временных интервалов планирования. Сначала необходимо определить периодичность (как правило, месяц) и горизонт планирования (как правило, квартал). Указанные данные должны быть закреплены на уровне регламентов компании. |
3. | Разработка регламента планирования по времени. Следует определить сроки подготовки проектов планов, их рассмотрения и утверждения. При этом следует учесть, что процесс принятия планов – итерационный. Следовательно, он должен занимать некоторое время. Разработайте документооборот процесса планирования с указанием вида планового документа и конкретной даты, к которой определенные менеджеры должны подготовить проекты плана. Если необходимо, предусмотрите процесс согласования плана до его утверждения. В системе ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент существует возможность утверждения планов (запрет дальнейшего редактирования) по каждому сценарию. |
4. | Настройка результатов этапа в программе: |
• | Справочник Сценарии – информация обо всех сценариях, по которым осуществляется планирование. |
• | Рекизит справочника Сценарии Разрешенные периоды – информация о периодах, по которым разрешен ввод данных для данного сценария. |
Справочник Пользовательские типы данных
Работа со справочниками в среде ИНТАЛЕВ: Корпоративные Финансы осуществляется через формат типов данных, которые создаются на основании справочников, классификаторов, существующих в системе, (также существуют примитивные типы данных, такие как номер, количество, сумма, дата и т.д., и перечисления). Для полноценной работы со справочной информацией системы необходимо настроить типы данных на справочники среды 1С: Предприятие, а также необходимые на первом этапе типы данных, основанные на классификаторах (классификаторы статей БДР и БДДС). Для этого необходимо создать классификаторы статей Бюджета доходов и расходов и статей Бюджета движения денежных средств.
Справочник Валюты
В этом справочнике необходимо определить валюты, в которых будут введены операции планирования или в которых будут зафиксированы фактические операции управленческого учета компании. Также необходимо задать управленческий курс используемых валют по отношению к твердой валюте системы.
Константы модуля Корпоративные финансы
В константах модуля ИНТАЛЕВ: Корпоративные Финансы необходимо определить твердую валюту системы, дополнительные валюты, метод определения себестоимости, способ сжатия данных, настройки E-mail, настройки формирования по соответствиям .
См. также: