Сессия бизнес-процесса – это конкретный сеанс его выполнения. Запустить сессию процесса - значит начать выполнять процесс. Каждая сессия характеризуется конкретными значениями параметров процесса.
Для примера обратимся к процессу закупки материалов на предприятии. Процесс закупки – это перечень действий (функций), которые должны быть выполнены для приобретения любого материала. Этот процесс описывается определенными параметрами: наименование материала, поставщик, исполнитель и др. Каждая сессия по процессу закупки будет характеризоваться конкретными материалами, конкретными поставщиками, исполнителями и т.д. Сессия по процессу за 10.4.2007 будет описываться значениями Сталь, Рос-металл, Жимирухин (в этот день менеджер Жимирухин закупал сталь у «Рос-металл»), а за 15.5.2007 – Алюминий, М-трейд, Петров (производилась закупка уже другого товара, другим менеджером и у другого контрагента). Как видно, процесс один и тот же (закупка), параметры одни и те же (наименование материала, поставщик, исполнитель), а вот значения их разные, потому как процесс выполнялся по-другому. Каждая сессия процесса отличается от любой другой как минимум датой (остальные параметры выполнения процесса в сессиях могут совпадать. Например, один и тот же менеджер может закупать одинаковый материал у одного контрагента много раз).
Один и тот же процесс может выполняться разными исполнителями одновременно, следовательно, по одному и тому же процессу может быть запущенно несколько сессий.
Рассмотрим отличие понятий процесса от сессии еще на одном примере.
Процесс обновления телефонных номеров
В процессе определяется функциональный состав, определяющий порядок выполнения действий для достижения поставленной цели. В данном случае цель можно обозначить как «Знание сотрудниками всех телефонных номеров компании». Заключается этот процесс в том, что изначально происходит изменение телефонного номера у сотрудника компании, затем происходит оповещение секретаря о проведенном изменении. Секретарь вносит соответствующие изменения в документ, фиксирующий список телефонных номеров, и затем рассылает его каждому сотруднику. Для каждой функции определены те параметры, в соответствии с которыми она должна быть выполнена (например, Сотрудник, Номер телефона, Вид оповещения…). То есть, определены правила выполнения функций.
А теперь применим данный процесс для конкретной ситуации.
Пример сессии процесса обновления телефонных номеров
Представленная выше схема отображает сессию процесса, т.к. в данном случае процесс дополнен значениями параметров, описывающими конкретную ситуацию. Указан конкретный сотрудник, конкретный номер телефона. Подобных ситуаций может возникать большое количество, и для каждой из них можно задавать свойственные только ей значения параметров.
Любой бизнес-процесс начинается с запуска новой сессии.
См. также: