Навигация:  Введение >

Процессный подход

ПредыдущаяВернуться к началу главыСледующая

Основной принцип процессного подхода заключается в структурировании деятельности организации в соответствии с ее бизнес-процессами, а не организационно-штатной структурой. Именно бизнес-процессы, формирующие значимый для пользователя результат, представляют ценность при организации системы управления, и от их качества зависит эффективность всей системы управления.

Реализовать процессный подход на предприятии можно двумя путями:

1.Описать существующие бизнес-процессы и использовать программу для их автоматизации.
2.Создать модель процессов предприятия, оптимизировать их и после автоматизации процессов получить гораздо более ценный результат.

Выбрать путь реализации процессного подхода может помочь книга "Реинжениринг корпорации" Майкла Хаммера и Джеймса Чампи. В ней достаточно подробно изложена методология проведения реинжениринга предприятий со всеми его плюсами и минусами.

Процессные модели - это модели, описывающие процесс последовательного преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какой-либо производственной функции или функции управления. На верхнем уровне модели описывается логика взаимодействия участников процесса, на нижнем - технология работы отдельных специалистов на своих рабочих местах. Модель, основанная на бизнес-процессах, содержит в себе организационно-штатную структуру предприятия для указания ролей пользователей бизнес-процессов. Процессные  модели отвечают на вопросы: "кто?", "что?", "как?", "кому?".

Современное состояние экономики характеризуется переходом от традиционной позадачной модели деятельности компании, к модели процессной.

Позадачная модель деятельности построена на принципах разделения труда, узкой специализации и жестких иерархических структурах.

Процессная модель основана на интеграции работ вокруг бизнес-процессов.

 

Пример. Рассмотрим, как введение процессного подхода на предприятии повлияет на взаимоотношения с клиентами. Дело в том, что процессы могут выходить за рамки предприятия. Например, процесс закупки товаров или процесс реализации готовой продукции. И здесь опять выигрывают обе стороны.

Во-первых, сам клиент, поскольку возникает достаточно прозрачная и понятная картина выполнения процессов, тем самым доступ к информации о процессе, а точнее к сотрудникам, ответственным за его выполнение. Во-вторых, работники предприятий, так как все взаимоотношения с клиентом оказываются регламентированными, что приводит к более осознанной и, что самое главное, обоснованной работе с клиентами компании.

В продукте ИНТАЛЕВ: Корпоративные Документы и Процессы реализована возможность включения клиентов в список исполнителей процессов, например, в случае согласования каких-либо документов. Тем самым клиенты могут оказываться участниками документооборота предприятия, вернее, понятного и автоматизированного документооборота.

Нельзя также не отметить тот факт, что на основании данных, собранных в ходе использования программы, станет возможно проводить достаточно серьезную аналитическую работу, касающуюся, прежде всего, анализа эффективности выполнения процессов на предприятии, в том числе и определение так называемых «узких мест».

Оптимизация бизнес-процессов может проводиться не только на основании знаний, полученных при посещении учебных заведений, но и исходя из опыта сотрудников, занимающихся оптимизацией бизнес-процессов, и обыкновенного здравого смысла. При этом такие недостатки процессов как дублирование функций, то есть неоправданное выполнение одной и той же функции несколькими исполнителями, перегруженность процесса функциями, потерявшими свою актуальность в рамках данного процесса и др., становятся очевидными. При проведении анализа и оптимизации бизнес-процессов положительным фактором будет являться участие в этом процессе сотрудников, ответственных за дальнейшую автоматизацию работы предприятия. Они смогут своевременно заострить внимание на задачах, связанных именно с автоматизацией, тем самым, обеспечивая преемственность результатов полученных при построении системы бизнес-процессов следующими этапами работ по внедрению на предприятии процессного подхода.