Навигация:  Быстрый старт > Меню системы > Моделирование > Финансы >

Управленческие планы счетов

ПредыдущаяВернуться к началу главыСледующая

Управленческий план счетов является хранилищем информации. Все операции по внесению плановых или фактические данных находят отображение на управленческом плане счетов. При внесении данных используется принцип двойной записи. Этот принцип помогает соблюдать равенство активов и пассивов баланса компании.

Возможно ведение нескольких управленческих планов счетов одновременно. Потребность в этом может быть вызвана различными типами потребителей управленческой отчетности. Например: для зарубежных инвесторов компании необходима отчетность, построенная согласно международным стандартам GAAP, поэтому логично в качестве хранилища данных иметь управленческий план счетов, соответствующий международным стандартам GAAP. Одновременно с этим руководство компании хочет видеть бизнес в формате, максимально приближенном к национальным стандартам ведения бухгалтерского учета с использованием типового бухгалтерского плана счетов. Для решения задачи учет будет вестись одновременно по двум планам счетов. Система позволяет задать настройки трансляций, согласно которым данные по одному плану счетов будут формироваться автоматически на основании данных по другому плану, то есть исключить двойной ввод.

Открыть план видов характеристик Управленческие планы счетов можно следующим образом: Меню: Моделирование >> Финансы >> Управленческие планы счетов:

 

Управленческие планы счетов

Управленческие планы счетов

 

Открыть план счетов можно либо щелкнув дважды левой кнопкой мыши по нужному плану счетов, либо нажав кнопку Открыть план счетов:

 

Форма Управленческий план счетов

Форма Управленческий план счетов

 

Форма плана счетов состоит из панели инструментов и табличной части. В табличной части перечислены все счета, принадлежащие данному плану счетов, а также их характеристики, описанные ниже. На панели инструментов размещены стандартные кнопки добавления, изменения и удаления элементов плана счетов, отбора и сортировки, обновления списка и т. д., а также специальные кнопки, связанные с механизмом публикации субконто по плану счетов. Этот механизм подразумевает, что в системе хранится две версии плана счетов:

Актуальная
Редактируемая

Аналитики актуальной версии - это те субконто, в соответствии с которыми определяется структура таблиц движений по счетам в данный момент работы. То есть, эти аналитики изначально были редактируемыми, а затем подверглись процессу публикации, и на данный момент являются актуальными.

Редактируемая версия - это такая версия аналитик, в которой моделируются все необходимые изменения в составе субконто счетов. Именно в этой версии можно добавлять, изменять и удалять аналитики счета. После осуществления всех необходимых изменений производится публикация субконто. Таким образом, редактируемая версия становится актуальной.

Если затем нужно снова осуществить изменения в составе аналитик, то они производятся опять-таки в редактируемой версии, после чего версия публикуется, обновляя тем самым актуальную. При открытии плана счетов по умолчанию отображаются актуальные субконто счетов. Чтобы не ввести пользователя в заблуждение, в заголовке окна плана счетов указано, какие именно аналитики счетов отображаются в данный момент: актуальные или редактируемые. Изменить версию субконто, отображаемую на плане счетов, а также произвести сам процесс публикации можно с помощью описанных ниже кнопок:

Редактируемые - при нажатии кнопки в табличной части плана счетов будут отображены субконто счетов редактируемой версии, то есть версии, в которой производятся все необходимые изменения в составе субконто счетов плана счетов. После нажатия кнопки ее пиктограмма и название изменяются на Актуальные.
Актуальные - при нажатии кнопки в табличной части плана счетов будут отображаться субконто счетов актуальной на данный момент версии - версии, в соответствии с которой определяются движения по счетам на данный момент времени. После нажатия кнопки ее пиктограмма и название изменяются на Редактируемые.
Публикация - при нажатии кнопки будет открыто окно, позволяющее опубликовать все редактируемые аналитики по данному плану счетов, таким образом, обновив актуальную версию аналитик. Кроме того, публикацию субконто можно выполнить запуском обработки Система.Публикация субконто по плану счетов.

 

В случае использования распределенной базы данных кнопка публикации аналитик по плану счетов доступна только в главной базе, так как изменение аналитик планов счетов и их последующая публикация возможны лишь в главной базе. В подчиненную базу попадают только актуальные значения аналитик при обмене данными между главной базой и филиалом.

 

В табличной части формы Актуальные аналитики отражены следующие характеристики счетов:

Код - указывается код счета.
Наименование - указывается название счета.
Вид - определяется вид счета: активный, пассивный, активно/пассивный.
Количественный - показывает, является ли счет количественным.
Описание - отображается описание счета (если оно есть).
Субконто 1 - первая аналитика счета. Аналитики счета позволяют проводить анализ управленческих данных. Именно потребность в анализе деятельности определяет количество и вид аналитик.
...
Субконто N - N-ная аналитика счета.

Форма счета

Открыть форму счета можно либо дважды щелкнув по нужному счету левой кнопкой мыши, либо нажав кнопку Изменить текущий элемент:

 

Форма счета

Форма счета

 

Код - указывается код счета.
Наименование - указывается название счета.
Вид - выбор вида счета: активный, пассивный, активно/пассивный.
Родитель - для субсчетов – счета, для счетов – модель.
Количественный - опцию активируют для количественных счетов (тех, по которым учет ведется еще и в количестве).
oАналитики - отображаются все аналитики счета. Вкладка содержит две вложенные вкладки, связанные с механизмом публикации субконто по планам счетов. Механизм подразумевает, что в системе хранится две версии аналитик - актуальная и редактируемая:
oАктуальные - на вкладке Актуальные отображаются актуальные аналитики счета.
oРедактируемые - на вкладке Редактируемые отображаются аналитики можно редактировать.
N - указывается порядковый номер субконто.
Вид субконто - определяется субконто счета.
Только обороты - определяется, будет ли данное субконто иметь остатки.
oОписание - задаётся описание, которое будет отображаться возле данного счета на форме списка счетов. К примеру, можно написать, в соответствии с каким стандартом создан данный счет.

Важно отметить, что счета могут быть оборотными (на которых учитываются только обороты). Это имеет смысл для счетов, по которым находят отображения доходы и расходы компании.  Счет (или определенное субконто счета) будет оборотным, если в столбце Только обороты табличной части вкладки Актуальные напротив необходимого субконто (или всех субконто счета) будет отображаться галочка.

 

Форма счета Основные средства

Форма счета Основные средства

 

Разработка управленческого плана счетов – чрезвычайно важная работа для всей системы бюджетирования, т.к. он является фундаментом для учетной политики, и одновременно регистром хранения данных. То, с какой детализацией и в какой группировке будут выделены отдельные счета, определит возможность получения данных в управленческих отчетах.

Перед составлением/переработкой управленческого плана счетов имеет смысл определить общий перечень интересующих управленческих отчетов и уровень детализации в них. Состав и детализация управленческого плана счетов должны быть в гармонии с этими характеристиками управленческой отчетности.

 

1. Определите основной принцип построения управленческого плана счетов.

Составьте список счетов с указанием их типа и принадлежности. В зависимости от целей постановки и автоматизации бюджетирования, традиций финансового учета на конкретном предприятии, требований собственников предприятия следует выбрать управленческий план счетов. Им может быть национальный план счетов с определенными доработками и обобщениями или план счетов западного формата (GAAP или IAS). Наконец, возможно разработать собственный управленческий план счетов.

Необходимо заметить, что план счетов – это лишь средство для хранения данных, поэтому вне зависимости от выбора формата, он должен отвечать особенностям хозяйственной деятельности конкретного предприятия и требованиям к управленческой отчетности.

Если вам все равно, какой использовать план счетов для управленческого учета, для начала возьмите типовой бухгалтерский, и при необходимости его обобщите, объединив редко встречающиеся в Вашей практике счета. Затем можно, наоборот, выделить в отдельные счета интересующие показатели.

С теоретической точки зрения начинать бюджетирование можно с введения одного счета (например, наличные деньги), строить и проверять отчетность можно после введения двух счетов (например, наличные деньги и деньги в банке), а получать основные финансовые отчеты после введения четырех счетов: активы, пассивы (иногда еще выделяют отдельно капитал акционеров), доходы и расходы. По сути, вся дальнейшая детализация управленческого плана счетов строится на этом принципе. Например, построение "западной" отчётности происходит в группировке: 1 - Активы, 2 - Обязательства, 3 - Собственные источники, 4 - Доходы, 5,6 - Расходы, 8,9 - Прочие прибыли и убытки.

Если задача состоит в разработке плана счетов для холдинга (концерна), то его структура зависит от степени централизации управления:

Для централизованных организаций разрабатывается единый, максимально полный план счетов. Он является действительным для всех членов холдинга.
Для децентрализованных холдингов можно иметь несколько специфических управленческих планов счетов для каждого члена холдинга или группы членов в одной отрасли.

Для каждого счета можно ввести отдельные субсчета для повышения детальности учета, но не стремитесь создать большое количество субсчетов, т.к. обычно их можно заменить введением одного из субконто или классификатора по главному счету. Кроме того, чем детальней будет управленческий план счетов, тем больше требований он предъявляет к квалификации персонала по вводу или проверке данных и тем больше времени затрачивается на эти процессы.

Учтите следующие моменты:

Для учета внутрифирменных операций целесообразно выделить специальные счета или субсчета.
Создавайте отдельные счета (или субсчета) для учета разнородных по типу получения для компании ТМЦ. Например, для готовой продукции собственного производства выделите один счет (субсчет), а для перепродаваемых товаров закрепите другой счет (субсчет).
Используйте возможности 1С:Предприятие 8.1 по созданию многоуровневого плана счетов, в этом случае отчетность можно будет легко составлять и анализировать по отдельным счетам и их группам.
Для счетов, на которых требуется вести количественный учет, вводится соответствующий признак.
Для повышения производительности системы старайтесь максимально использовать дополнительные измерения.

 

2. Определите для каждого счета аналитики (субконто), в разрезе которых будут осуществляться операции.

Все операции по каждому счету можно учитывать в нескольких разрезах или субконто (совокупность однотипных объектов аналитического учета) для более детального планирования и учета (иначе говоря, для аналитического учета).

Поэтому для каждого счета нужно составить свой список видов субконто с учетом того, что каждый счет уже имеет аналитику ЦФО. Она не отображается в списке субконто счета, а реализуется как сквозная аналитика, т.е. является измерением всего управленческого плана счетов. Такое техническое решение необходимо для возможности самостоятельного составления любой управленческой отчетности не только по холдингу (предприятию) в целом, но и по каждому отдельному ЦФО.

Располагайте однотипные аналитики в плане счетов на одних и тех же субконто по порядку для всех счетов, где они используются. К примеру, если на многих счетах будет аналитика по контрагентам, удобнее её сделать везде на одном и том же по порядку субконто.

Для счетов взаиморасчетов требуется дополнительно указать субконто ЦФО расчетов, которое ссылается на справочник ЦФО.

 

Не стремитесь с самого начала ввести большое количество аналитик, т.к. это неоправданно усложнит процедуру планирования и учета.